Кризис управленческой команды и кризис профессиональной команды — это две разных ситуации. Причины различий кроются в отличии зон ответственности. Мы знаем, что есть hard skills — профессиональные знания, умения, навыки, и есть soft skills — личностные качества и управленческие компетенции.
Самый сложный кризис — это когда уже «не хочу и не могу». Когда члены команды не обладают личностным потенциалом для освоения необходимых профессиональных и управленческих навыков для перехода в состояние «могу», а с другой стороны — у них и мотивации то нет: либо они уже сильно устали, вымотались и находятся в состоянии эмоционального выгорания, либо страдают синдромом хронической усталости, что в наше время, увы, не редкость, либо, наоборот, находятся в зоне крайнего комфорта и выходить из этой зоны не хотят.
На каждом жизненном цикле компании требуются разные компетенции в людях. Кризисы возникают из-за критического дефицита компетенции, но команда может приобрести эту компетенцию, развить ее и перейти на следующий этап.
Когда команда только начинает совместно трудиться, возникает первое ребро треугольника отношений — эйфория. Мы очарованы положительными чертами друг друга, не видим слабых сторон и хорошо понимаем друг друга. Второй этап (ребро треугольника) — погружение. Оказывается, что, помимо положительных, у коллег есть еще и отрицательные черты. На этом этапе мы их узнаем, но пока они не являются той критической массой, которая может привести к кризису отношений. А затем мы переходим в третье ребро треугольника — разочарование. Когда масса негативных качеств и эмоций начинает постепенно перевешивать позитивные.
Обычно человек на новом месте вовлекается в процесс и начинает выдавать результат через 3-6 месяцев, но при наличии скриптов процесс вовлечения занимает 1-1,5 месяца. Это все снижает риски наступления внезапного «кризиса» команды.
При зарождающемся кризисе важно вовремя выявить дефицитарность команды (она присутствует в 100% случаев), например, при помощи оценки методом Ассессмент Центр, а затем искать пути дальнейшего развития. Что мы можем сделать? Какие зоны в себе развить, чтобы выйти на новый уровень? Это обычно определяется на стратегических сессиях.
Татьяна Борисова, заместитель генерального директора по управлению персоналом:
Сначала будьте меланхоликом, который чувствует, а потом включайте флегматика, который все просчитывает на фактах. Руководители — не боги. Быть идеальным и решать все в одиночку нельзя. Необходимо привлекать экспертов, которые будут помогать технологически в решении вопросов управления людьми.
Научиться грамотно создавать и управлять работоспособностью и продуктивностью своей команды — самый бесценный навык, который точно стоит приобрести. Ведь производственные площадки и умеренно доступные финансовые средства для развития идей, проектов уже есть. Дело за малым — продуктивные команды. Будущее точно за ними.
{$te}